Благие намерения
К сегодняшнему юбилею переработал и расширил свой прошлогодний текст о Горбачёве.
80-летие Горбачёва – не такая дата, мимо которой можно пройти молча. Он, вне зависимости от своих качеств, уже обеспечил себе место в истории. Вопрос только – какое.
Поскольку этот человек уже почти 20 лет находится не у власти, думаю, сейчас есть возможность оценить его более-менее объективно, sine ira et studio. Горбачев, хоть он и сейчас среди нас (долгих ему лет жизни, конечно), принадлежит прошлому – рассмотрим же его как исторического деятеля.
Советская номенклатура уже к середине века превратилась фактически в закрытую касту, которая варилась в собственном соку и сама себя воспроизводила. А во времена более поздние монопольное положение в советском обществе вконец развратило её. Зачем что-то делать и что-то менять, если риска потерять власть всё равно нет? Главное – не допустить появления соперников.
Во времена Брежнева это уже была структура до мозга костей бюрократическая – и ориентированная прежде всего на то, чтобы «не раскачивать лодку». Пусть всё идёт, как идёт. Как и следовало ожидать, такая система не приветствовала людей, которые чем-либо выдавались в добрую или дурную сторону – от подобных старались избавиться. Идеалом стала посредственность, которая не шумит, не лезет, куда не просят, и культивирует молчалинские достоинства – умеренность и аккуратность.
Горбачёв был естественным порождением этой среды и единственно достойным вождём для неё. Да, действительно: властитель слабый и лукавый. А зачем номенклатуре властитель сильный и прямой? Где все вопросы решаются в узком кругу, за закрытыми дверями – там яркий политик невозможен по определению. В такой системе ценится умение интриговать и подсиживать. Горбачев этими искусствами овладел в совершенстве.
Он был (наверное, и сейчас остаётся - в таком возрасте трудно измениться) бюрократом до мозга костей. И, как всякому бюрократу, ему были свойственны два взаимоисключающих стремления: всё контролировать, но при этом ни за что не отвечать. Бюрократ ведь больше всего боится оказаться крайним.
Так что дело не в личностях – дело в системе. В середине 80-х возглавить партийную номенклаутуру мог только человек подобного склада – а звали бы его Михаилом Горбачёвым или как-то иначе, не суть важно. Вспомните: он и к власти-то пришёл единственно потому, что оказался более успешным интриганом, чем Романов. Но в то время это и был единственно возможный путь к власти - интриги, подковёрная борьба. Вряд ли по этому пути мог идти сильный, нестандартно мыслящий лидер со свежими идеями. Такого просто не подпустили бы к советскому Олимпу: подобный человек непредсказуем, а значит, опасен. Да что можно сказать об этой публике, на фоне которой даже убогонький Ельцин выглядел пламенным трибуном.
Горбачёв, как типичный позднесоветский вельможа, в совершенстве владел искусством произносить многочасовые речи, ухитрившись не сказать ничего конкретного, за что потом пришлось бы держать ответ. Да, ускорение, да, процесс пошёл, но я остаюсь привержен. Вряд ли у него была сколько-нибудь продуманная политическая стратегия - скорее всего, её заменяло осознание, что "надо что-то делать" вкупе с желанием сохранить всё и вся под своим контролем.
Впрочем, отдадим Горбачёву должное: намерения у него были вполне благие (и он ими, увы, вымостил дорогу в ад). Система сгнила, готова рухнуть, и нужно её спасать. Но спасать так, чтобы не подвергать риску власть номенклатуры – «чтобы с этих пор по-новому оставалось всё по-старому». Здесь и более решительный политик заколебался бы – чего уж говорить о питомце партаппарата Горбачёве. Отсюда все эти полумеры и четвертьмеры. Управление экономикой неэффективно? Дадим немного воли частной инициативе. Немного дадим, совсем чуть-чуть. Партийные структуры прогнили? Значит, допустим немного инициативы и в политике – попросту говоря, ослабим гайки. И вернём кое-какую роль Советам.
Успехи, впрочем, были небольшие, да и то лишь поначалу. Действительно, в первые годы Горбачёв сумел отстранить от власти геронтократов. Но кто пришёл им на смену? Янаев, Павлов и другие подобные, прости господи, отцы отечества. А других деятелей номенклатура дать уже не могла – они могли бы прийти лишь извне её. Чего Горбачёв, плоть от плоти номенклатуры, панически боялся.
Однако именно при Горбачёве и благодаря ему в СССР развернулось широкое общественное и политическое движение. Массы ожили. Здесь даже важны не столько какие-то политические организации, сколько то, что граждане стали участвовать в решении каких-то вопросов на низовом уровне. В этом смысле инициативная группа против вырубки какой-нибудь рощи была гораздо важнее той же «Демократической России». В Советском Союзе начало складываться гражданское общество.
Это движение по своей сути не было ни антисоветским, ни антисоциалистическим. Противники советского строя и сторонники частной собственности составляли в нём ничтожное меньшинство и влиянием не пользовались.
Рискну предположить, что это был вполне реальный шанс на спасение советского строя. Демократическое (и при этом в своей основе социалистическое) движение могло влить в его жилы свежую кровь. Если бы тот же Верховный Совет опирался на гражданские структуры, а не висел в воздухе – он мог бы стать настоящим, работоспособным советским парламентом. Для этого всего-то и требовалось поддержать общественное движение, дать ему окрепнуть.
Дальновидный политик, скорее всего, примкнул бы к этому движению, возглавил его и получил серьёзную опору. Ну так то политик - а Горбачёв, как всякий бюрократ, панически боялся всего, что не мог полностью контролировать. В итоге разбуженные массы пошли за той частью номенклатуры, которая была ориентирована на реставрацию капитализма и группировалась вокруг Ельцина. И уже к началу 90-х слово «демократ» стало означать сторонника капитализма (хотя, казалось бы, что тут общего?). У Горбачёва же в решающий момент защитников не нашлось.
Вспомните, как он стал президентом СССР. Решившись пойти тогда, в 1990 году, на всенародные выборы, он бы почти наверняка выиграл - хотя бы в силу нашей давней привычки поддерживать начальство. А победа на всенародных выборах сделала бы Горбачёва непобедимым. Даже после того, как Ельцин стал бы президентом РСФСР, с Горбачёвым он тягаться бы не смог. "Тебя кто выбрал? Россия? А меня - и Россия, и ещё 14 республик. Хочешь, вынем легитимности да померяемся?". После этого Ельцину оставалось бы только уйти с горя в пожизненный запой.
Но Горбачёв банально струсил. Выйти на всенародные выборы - значило поставить на карту всё, а бюрократ никогда так не поступит, даже если шансы на победу очень велики. Горбачёв предпочёл выборы (безальтернативные!) на съезде, полностью ему подконтрольном. Тут результат был вполне предсказуем - но что ему дал этот результат? Да ничего. От этого съезда он уже получил легитимацию годом раньше, а ничего сверх этого съезд не мог дать в принципе. При должном старании он мог бы провозгласить Горбачёва хоть императором Галактики. Что это изменило бы?
Ну и венец всего - ГКЧП. Вряд ли стоит сомневаться что "путчисты" действовали с благословения Горбачёва. ГКЧП (как и вся партийная верхушка) состоял из таких же номенклатурных вырожденцев, каков и сам Горбачёв. И эти люди оказались способны на решительный поступок, свергли главу государства и захватили власть? Не смешите мои тапочки. Да ведь ГКЧП и не открещивался от Горбачёва, он его не осудил и не объявил преступником. Дескать, по состоянию здоровья - и всё. Мосты сожжены не были.
Зато бюрократическая сущность Горбачёва проявилась в этой истории в полной мере. Надо закрутить гайки и прижать оппозицию? Хорошо, но пусть я буду как бы ни при чём, пусть всё сделают другие. "Если победа - это моя победа, если поражение - это ваше поражение". Результат общеизвестен. Хитрец Горбачёв в конечном итоге перехитрил сам себя - и остался у разбитого корыта.
Резюмирую. Помните старую шутку о том, что лысина - это волосы в последней стадии развития? Ну так и Горбачёв был Сталиным в последней стадии развития. Молодая, нахрапистая и жестокая сталинская номенклатура через несколько десятилетий дотрахалась до Горбачёва. Больше никого она породить уже не могла - разве что другого деятеля того же типа.
А человек, да, старался – не повезло. Что ж, его пример – другим наука.
no subject
- троцкист
- масон
- антихрист
- жыд
- агент ЦРУ
- агент МИ-6
- агент Моссада
- агент...
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
не стал удерживать распадающийся Совок силой.
Спасибо ему за это.
Иначе крови было бы гораздо больше.
no subject
no subject
Впрочем, Горбачёв тут едва-ли выступал творцом истории. Более - свидетелем.
no subject
расстрел нескольких сотен и даже тысяч демонстрантов едва ли б остановил распад ссср, пришлось бы воевать и в чечне и по всей советской границе.
параллели с разгоном демонстрации в китае проводить не стоит, мол китайцы танками демонстрантов раздавили и у нас бы такой рецепт сработал - югославию танки не спасли.
no subject
Правда, вот это бы было хуже, чем развал.
no subject
Что-то у вас не состыкуется. Откуда в "до мозга костей бюрократической структуре" появились ориентированные на кап. реставрацию элементы? Более того, получается, что среди них были именно те "настоящие политики", которых так и не смог найти Горбачев, способные рискнуть (и выиграть в итоге).
no subject
Ну а "настоящие политики" были настоящими лишь в сравнении с обитателями советского Олимпа. Но лишь это сравнение и имело значение. Так ли важно, насколько хорош Ельцин сам по себе, если он лучше Горбачёва? Лучше, разумеется, в борьбе за власть.
no subject
а потом они стали новой системой.
no subject
no subject
- Ой ли? Совсем наоборот. Он не только ушёл от ответственности, но и в достойную отставку, став рукопожатным человеком в среде российской, так и западной элиты, а также кумиром некоторых не вполне нормальных политических активистов.
Конечно, неправильно, что в нем персонифицируют развал союза, обвиняя в том, что он агент ..., жид, и т.д.
no subject
no subject
no subject
no subject
з.ы. на много более низком уровне моего бывшего директора тоже часто это наблюдал - этот удод (дирехтур мой быфший) часто на собраниях любил (пока не спился) произносить пространные речи. я в основном не слушал, а когда пытался - то тупо ничего не понимал. и не потому что я тупой, а потому что он так говарил - вроде бы складно поёт, а хуй пайми о чом.
на треннингах и семинарах их наверно учат.
no subject
Бессмертный подвиг М.С. Горбачева
Originally posted by
ПЕРЕПОСТ ВСЯЧЕСКИ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ!
no subject
Вполне в духе "неоазиатской" или тарасовской теории
no subject
Я в этих маоистских-ходжаистских теориях не силен, просветите пожалуйста, кто в них считается советской буржуазией? Фарцовщики?
no subject
В частности, сам Мао и советскую администрацию называл "буржуазией". Что вполне естественно - ведь если он классифицировал китайское или советское общество как "государственный капитализм", нужно было указать капиталистов и в нём.
no subject
Вот здесь: http://library.maoism.ru/Great_Polemic/Khrushchov_phoney-communism_1964-07-14.html (в параграфе "Наличие враждебных классов и классовой борьбы в Советском Союзе") это объяснено довольно подробно.
В целом - те, кто жили на ту или иную форму прибавочной стоимости в ее капиталистическом/квазикапиталистическом виде - из нелегальных фарцовщики, ростовщики, цеховики, а из легальных - собственники крупных вкладов или большого количества облигаций, а также получавший процент из прибыли предприятия директорат предприятий (о роли директората я писал здесь: http://communist.ru/index.php?article_id=2165).
Из числа легальной мелкой буржуазии - единоличников, кустарей - также так или иначе образовывалась полноценные буржуа.
Роль советских банкиров, особенно работавших в учреждениях вроде "Moscow Narodny Bank Limited" (как Геращенко), также вызывает немалые вопросы, но о них я знаю мало.
no subject
no subject
Я часто размышляю на тему, а был ли действительно шанс у перестройки? Ну понятное дело, что номеклатура была к этому времи уже полностью выродившейся в интеллектуальном смысле. Но был ли шанс у гражданского общества, у интеллигенции и т.п.? Видимо был, но не очень большой. Ведь общественная идеология находилась к тому времени в состоянии близком к тому, в котором физически находились партноменклатурные старцы. Творческий марксизм был фактические полностью дискредитирован и заморожен (начало этому положил Сталин). Не удивительно что даже те здоровые члены нарождающего гражданского общества, которые не были изначально антисоветчиками и антикоммунистами, довольно быстро становились ими, тем самым подписывая смертный приговор самим себе (как интелектуалам) и всему обществу.