puffinus: (Default)
puffinus ([personal profile] puffinus) wrote2009-11-05 03:57 pm
Entry tags:

1917 год

Когда большинство авторов (включая уважаемого мной Троцкого) берётся описывать революцию 1917 года, получается литературное произведение, главный герой в котором - партия большевиков. Вот начинаются события, требующие героя - и он появляется. Но на высоте оказывается не сразу - и ширнармассы не созрели, и Каменев со Сталиным грешат оппортунизмом...Затем он набирет силу, но в начале июля терпит поражение и подвергается гонениям. Корниловский путч и последовавший за ним сентябрьский подъём большевиков - кульминация. Октябрьское восстание - развязка. Дракон убит, герой женится на принцессе и становится королём. Занавес.

А жизнь - не сказка и не роман, она много сложнее. Здесь не протагонист борется с антагонистом, а действует множество сил. Иногда они совпадают друг с другом, иногда сталкиваются. Героев здесь много, а главного - нет.

В событиях 1917 года большевики занимают очень важное место. Но история на любую роль подбирает такого актёра, который наилучшим образом подходит для неё. На одном этапе революции истории были нужны эсеры, на другом понадобились большевики.

Их партия была, безусловно, очень важна, но мир не вращался вокруг неё. Другой вопрос, что разрешить стоявшие перед страной проблемы смогли только они.

[identity profile] arvegger.livejournal.com 2009-11-05 01:28 pm (UTC)(link)
Что отсылает нас к тезису, что господствующие жанры являются не просто формами искусства, но и способами восприятия мира вообще. Так, автор подвергает критике восприятие истории Октябрьской революции как романа с более прогрессивных позиций восприятия мира как сериала.

з.ы. Шучу. Хороший пост.

[identity profile] puffinus.livejournal.com 2009-11-05 01:33 pm (UTC)(link)
:)

[identity profile] intatin.livejournal.com 2009-11-05 05:45 pm (UTC)(link)
Не знаю насчёт мира вообще, но мир истории совершенно точно есть текст. Отсюда и жанровые заковыки... А когда к делу подключается читатель...

Не знаю, правда это, или нет, но склонен верить, так как Хайнлайн всё же был жестоковыйным либертарианцем: он поразился тому, что его книга про здвёздный десант многие восприняли не как антиутопию, а как самый настоящий рай на земле.