Булгаковское
Пусть плюнет мне в глаза тот, кто скажет, что покойный господин Булгаков любил пролетариат. Или что он симпатизировал большевикам. Или что сам в душе был коммунистом.
Нет, Афанасьич, конечно, антисоветчег матёрый и патентованный. Однако при чтении (точнее, при перечитывании) "Мастера и Маргариты" возникает странная мысль: Булгаков осуждает советское общество именно за то, что оно недостаточно советское.
Основная мысль романа, по моему скромному имху, такова: 2000 лет назад к людям пришёл бог, а они оказались недостойны его. Сегодня же они недостойны даже дьявола. Булгаковские москвичи - мещане, мелкие душонки, испорченные квартирным вопросом.
Булгаков 30-х годов - это вам не автор "Собачьего сердца". Он судит советское общество по тем законам, которое оно само для себя установило. И - да, находит несоответствия. Обещали нового человека - титана духа, свободного от пут капитала? Отлично, но где же этот новый человек? Почему Москва населена Аннушками с маслом и Никанорами Босыми? Почему москвички душу готовы продать за модную тряпку и флакончик духов?
Швондер - тот был для Булгакова врагом, но идейным врагом. Во время же действия "Мастера и Маргариты" Швондер если ещё и не расстрелян, то наверняка уже исключён из партии - как троцкист или бухаринец. Остались Никаноры Ивановичи всех уровней. Описывая болото мещанства, в которое погружается страна, Булгаков как никогда сближается с Зощенко. Всё-таки, о чём бы Булгаков ни писал, он всегда оставался прежде всего сатириком.
Так что "Мастер" - вещь хоть и антисоветская, но крайне полезная. Взгляд врага, который мерит тебя тобой же установленной меркой - такое дорогого стоит.
no subject
Пончик. Нужно было бежать на Запад, в Европу! Туда, где города и цивилизация, туда, где огни!
Маркизов. Какие ж тут огни! Все говорят, что там тоже горы трупов, моровая язва и бедствия…
Пончик (оглянувшись). Ничего, решительно ничего не известно (Пауза). Это коммунистическое упрямство…. Тупейшая уверенность в том, что СССР победит. Для меня нет никаких сомнений в том, что Дараган и погиб из-за того, что в одиночку встретил неприятельские силы – европейские силы! – и, конечно, ввязался в бой! Фанатик! Вообще они – фанатики!….Нервы мои вот как. Все начисто ясно. Вот к чему привел коммунизм! Мы раздражали весь мир, то есть не мы, конечно – интеллигенция, а они. Вот она – наша пропаганда, вот оно, уничтожение всех ценностей, которыми держалась цивилизация… Терпела Европа…. Терпела-терпела, да потом вдруг как ахнула!... Погибайте, скифы! Слушай: был СССР и перестал быть. Мертвое пространство загорожено, и написано: «Чума. Вход воспрещается». Вот к чему привело столкновение с культурой. Ты думаешь, я хоть одну минуту верю тому, что что-нибудь случилось с Европой? Там, брат Генрих, электричество горит и по асфальту летают автомобили. А мы здесь, как собаки, у костра грызем кости и выйти боимся, потому что за реченькой – чума…. Будь он проклят, коммунизм.
Маркизов. А кто это писал: «Ваня! Ваня! – зазвенело на меже»?... Я думал, ты за коммунизм!
Пончик. Молчи, ты не разбираешься в этих вопросах.
Маркизов. Верно, верно… Полевой змей! И как змей приютился ты у Адама за пазухой.
Пончик. Змей! Ты, серый дурак, не касайся изнасилованной души поэта!
Всё таки талант не пропьёшь.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject