После моей статьи о "Чародеях" мне, как ни странно, приписывали стремеление загнать людей вказармы, лишив их частной жизни и заменив экономическое принуждение к труду моральным.
Людям, мало-мальски сведущим в марксизме, не стоит читать этот пост - я в нём буду разжёвывать прописные истины, которые для них вряд ли будут интересны. А вот поди ж ты - в наше время и это нужно объяснять.
Я - наёмный работник. Это значит, что каждый день, с понедельника по пятницу, восемь часов моей жизни принадлежат не мне, а моему работодателю. Я эти часы продал - а он, соответственно, купил. И в эти 8 часов я должен заниматься именно тем, для чего меня наняли - вне зависмости о того, хочу ли я этим заниматься и насколько это дело мне интересно. Мне платят именно за определённый набор функций - не за то, чтобы я сочинял стихи или бил чечётку на столе. Возникает парадокс: это моя жизнь, но мне она не принадлежит.
Но рабочий день заканчивается - и вот я сам себе господин, и могу делать всё, что пожелаю. Это время - моё. Я могу делать всё, что пожелаю. Могу писать что-нибудь, могу культурно отдыхать, могу водку пьянствовать, девок развратничать и беспорядки дебоширить.
Вот и дуализм: работа - отдых. Это, простите мне избитое сравнение, две стороны одной медали, и одно без другого невозможно. Есть время, которое твоё - и есть время, которое не твоё. Пока капитализм не уничтожен, от этого не уйти.
А теперь представьте, что принуждения нет - вообще никакого? И работой ты занимаешься именно той, которой хочешь заниматься, той, к которой лежит душа? Сейчас притягательность отдыха чрезвычайно велика, потому что это свобода, отсюда и культ Пятницы. Но при отсутствии принуждения ситуация станет иной, и, собственно, такой чёткой грани между трудом и отдыхом, как сейчас, не будет. Вполне возможно, что и у нас с вами появится желание начать понедельник в субботу. И будет это не каким-то подвигом, и уж точно не аскетизмом - а просто следованием своим желаниям.