Тень Солона
Oct. 24th, 2009 04:13 pmКогда я говорю об изменчивости общественных установлений, то часто привожу в пример сексуальные нравы. Из-за этого надо мной нередко хихичут, а зря. Именно этот срез общественной жизни - самый наглядный, по нему легче всего убедиться, что вечного и неизменного в обществе очень мало. То, что считалось похвальным, через несколько веков становится позорным, и наоборот.
Вот, скажем, в современной России одной из самых постыдных вещей считается мужской гомосексуализм (привет Фиме Собак). Даже само слово "педераст" в форме "пидарас" стало ругательством, давно, кстати, оторвавшимся от своего первоначального значения.
А вот что Плутарх пишет о Солоне, афинском законодателе и одном из величайших мудрецов древней Эллады:
Что Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, "как борец в палестре", это можно видеть из его стихотворений; кроме того, он издал закон, воспрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий, и некоторым образом призывал людей достойных к тому, от чего отстранял недостойных.
Я это цитирую не к тому, чтобы сказать, что гомосексуализм хорош. На мой взгляд, он не хорош и не плох - пусть люди спят с кем хотят, лишь бы по согласию. Просто помните: то, что вы считаете вечным и исходящим от природы, на самом деле - социально и исторично. Изменятся условия, изменятся и установления - в том числе и понятия о правильном и допустимом.
Я считаю себя человеком широких взглядов, и сердце у меня здоровое. Но, думаю, если бы мне довелось увидеть человечество таким, каким оно будет лет через двести-триста - даже меня хватил бы инфаркт.