О низости и порочности человека
Nov. 22nd, 2012 11:34 pmМой уважаемый френд
Нет сейчас в Первом мире в массовом порядке людей, готовых рискнуть оторваться от буржуазного корыта с телесериалами, айфонами и айпэдами, мафынками и домашними кинотеатрами, леди Гагой и новой фильмой про хоббитов.
Верно, но с двумя уточнениями. Во-первых, не только сейчас, во-вторых, не только в Первом мире. Человек, он, подлец, таков: считает, что жить - хорошо, а хорошо жить ещё лучше. Исключения, конечно, есть, но именно как исключения.
Среди коммунистов (в широком смысле - то есть всех, кто себя так называет) распространено заблуждение: общество двигают вперёд нравственно безупречные люди, которые благо этого общества ставят выше своего комфорта, а то и своей жизни. И революции совершают они же.
Да ничего подобного. Как природа не знает моральных категорий, так их не знает и общественный прогресс. Его движут те самые шкурные интересы и то самое потреблятство. Строго по Коржавину: "Был ты видом довольно противен, сердцем подл, но не в этом суть: исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь". Конечно, поэт стебался над таким взглядом - но ведь ещё со времён Шекспира известно, что насмешники - хорошие пророки.
Лично я айфонами никогда не пользовался, леди Гагу не слушал, но вполне одобряю склонность людей к тому и другому. Эта склонность и движет общество вперёд. Что нисколько не умаляет ценность бескорыстия и самопожертвования.
no subject
Date: 2012-11-23 09:11 am (UTC)Мораль - опыт прогресса обезьяньего стада. Поэтому наши "высокоопытные" товарищи ощущают себя на переднем крае прогресса.
Но какой смешной парадокс: мораль, совершенствование общественных практик не является единственно возможным направлением прогресса. Возможно делать когти острее (оружие), бегать быстрее (транспорт), выглядеть привлекательнее (реклама). Совершенствование по этим линиям не делает общество (как минимум, сразу) менее "обезьянным". Однако совершенствование по данным направлениям рано или поздно упирается в предел возможностей, перешагнуть через который можно эксплуатацией возможностей совершенно новых людей. Так возникает потребность в большем кругозоре, большей рефлексии с моралью, и т.д.