puffinus: (Default)
[personal profile] puffinus
 
[livejournal.com profile] taki_net подкинул ссылку на чертовски любопытный разговор.

Но свергать их должен ВТОРОЙ ЭШЕЛОН БЮРОКРАТИИ. В точности как когда-то описывал Оруэлл.

Тогда это свержение - к благу.

Но если их возьмется свергать дикая толпа мародеров на улице - кроми крови, грязи и позора - ничего из этого не выйдет. Посадят себе на голову тирана еще худшего.


И там дальше весь диалог - в таком духе. То есть что угодно - лишь бы не допустить вмешательства народных масс в политику, в принятие решений. Вместо этого власть должна перехватить новая элита. Тогда это будет свобода. И демократия, ясный пень.

Кагарлицкий, ЕМНИП, в "Политологии революции" цитирует претензии западных политиков к Хуге нашему Чавесу. Дескать, он никого не сажает, ничего не запрещает, митингов не разгоняет - но в этом-то и заключается диктатура! Он, Чавес, подлец этакий, вместо того, чтобы предоставить политику элитам - впустил в неё массы. Это разве демократия, я вас внимательно спрашиваю? Разве демократия выглядит так?

Подобные люди глотку готовы порвать за пресловутую политию - за формальное равенство, при котором всё равно доминируют "лучшие". А быдло, охлос - это для них главная опасность. Уж лучше любой диктатор, лучше либеральный Пиночет или ни разу не либеральная семейка Ким, чем толпы на улицах.

Вот такие канделябры.

Date: 2011-02-13 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alehko.livejournal.com
А Аристотель считал, что охлократия ничем не лучше плутократии.

Date: 2011-02-13 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
 Так Аристотель же ж.

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)

Date: 2011-02-13 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alehko.livejournal.com
Да шучу я... :-)

Date: 2011-02-13 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] chaotickgood.livejournal.com
Кстати об охлократии...

Если тех самых западных политиков счесть апологетами политии, то мы вновь получаем охлократами.

<< Дескать, он никого не сажает, ничего не запрещает, митингов не разгоняет - но в этом-то и заключается диктатура!

А греки даже юмора здесь не видела. Так и писали: охлократия -= форма правления при которой охлос выступает как тиран. Да еще и попадает под влияние демагогов (читай - популистов).

Date: 2011-02-13 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Да, странно - вообще-то греки были весёлым народом, и юмор ценили. А мы, да, охлократы. Но ведь нам не привыкать к подобным титулам:).

Date: 2011-02-14 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com
К каким только титулам нам не привыкать)))

Date: 2011-02-14 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anglares.livejournal.com
Вообще-то приобщать массы к участию в политической жизни - это одно, а отдать власть толпе дикарей и мародеров в надежде, что из этого самопроизвольно возникнет "демократия" - это совсем другое.

Собственно, термин "охлократия" по сути дела ложен - толпа сама не осуществляет и не стремится осуществлять никакую "кратию", она вначале ищет наиболее крикливых и отмороженных вожаков, а потом подчиняется им.

Рассуждения автора комментария по ссылке, конечно, тоже ошибочны, хотябы потому что альтернатива между толпой мародеров и "сменой элит" ложная. Через революцию "среднего эшелона бюрократии" без участия масс арабские страны в недавнем прошлом уже проходили, и поначалу эти революции действительно принесли благо, процветание и развитие своим странам (не везде, правда), но как-то очень быстро если не сами революционеры, то их преемники выродились в зажравшихся коррумпированных воров-мубараков, и в результате их печальный конец мы наблюдаем сейчас, и иным он быть не мог. И толпу нищих злобных мародеров, готовых выбрать вождями исламонацистов именно "власть элит", которой до положения масс дела не было, и породила.

Date: 2011-02-14 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
ну есть и третий вариант: "отдать" власть массам, приобщившимся к политической жизни?

Date: 2011-02-14 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bacchusv.livejournal.com
Дескать, он никого не сажает, ничего не запрещает, митингов не разгоняет - но в этом-то и заключается диктатура! Он, Чавес, подлец этакий, вместо того, чтобы предоставить политику элитам - впустил в неё массы.

Это не цитата претензий западных политиков к Чавесу.

Date: 2011-02-14 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bacchusv.livejournal.com
Сядем под кремлевскими елками и будем решать? Даже тогда все не поместятся. Проблема в том, что "массы" это не субъект, субъектами являются конкретные люди -- любая власть, отданная "массам", на практике означает власть конкретных людей. О чем, собственно, и пишет комментатор выше.

Вопрос, в общем, в следующем: уже после того как "массы" восстали и изъявили желание смены порядка, как будут структурированы новые механизмы власти, кто окажется на ключевых позициях в новом порядке, и к какому поведению этих людей будет порядок мотивировать?

Date: 2011-02-14 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
> Проблема в том, что "массы" это не субъект

Конечно, и эту проблему и надо решать. О чём собственно и пишет Пуффинус.

Date: 2011-02-14 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] iwia.livejournal.com
Так ведь "сознательные представители состоятельной буржуазии" - что еще от них ждать?
См. до сих пор актуальную статью "Буржуазия ставит ловушку"

Date: 2011-02-14 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Всё же раньше считалось неприличным высказывать подобные взгляды во всеуслышание.
From: [identity profile] iwia.livejournal.com
Эти взгляды высказывали, ЕМНИП, еще сторонники Кромвеля в полемике с левеллерами.

Date: 2011-02-18 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] asocio.livejournal.com
Кстати, как разрешить логическое противоречие, связанное с тем, что
1) Доступ к свободе (деньгам, власти) следует предоставить всем - с помощью выборов, труда, прав и т.п.
2) Не все люди по интеллектуальному и нравственному уровню способны справиться с этим, буде получат возможность этим распоряжаться.

Текущая власть решает эту проблему в формате "вы ещё не готовы к демократии", т.е. доступа просто не даёт.
Я пока не обдумывал этот момент подробно - хотя идеалом для меня представляется просвещение населения до состояния способности управляться с имеющимися возможностями, но как его достичь это тема для отдельного разговора.
Что вы скажете по этому поводу?

Date: 2011-02-18 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
"Не все люди по интеллектуальному и нравственному уровню способны справиться с этим, буде получат возможность этим распоряжаться".

Разумеется, если человек провёл всю жизнь вдали от воды - не стоит ожидать от него умения плавать. И после падения нынешнего режима в России, хотя реальные политические права получат все - реально ими распорядиться поначалу сможет только активное и сознательное меньшинство. Следовательно, необходимо такое устройство, при котором это меньшинство будет заинтересовано в расширении своих рядов за счёт просвещения масс.

Пока, навскидку, могу сказать вот что: нельзя допустить утверждения какой-то политической силы в качестве единственной. Если же таких сил будет две или больше, то каждая из них станет стремиться к привлечению максимального числа сторонников - просвещая политически инертных граждан. Оболванить же массы у неё не получится, ведь её точка зрения не будет единственно допустимой.

Но я над этим ещё помозгую.

Profile

puffinus: (Default)
puffinus

May 2018

S M T W T F S
   12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 11:11 am
Powered by Dreamwidth Studios