Жил-был на свете такой человек - великолепный поэт и по совместительству лютейший русский охранитель. Звался Фёдором Ивановичем Тютчевым. И вот написал он как-то раз такое стихотворение:
Был день, когда господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,
В нем издыхал первосвященник сам.
Еще страшней, еще неумолимей
И в наши дни - дни божьего суда -
Свершится казнь в отступническом Риме
Над лженаместником Христа.
Столетья шли, ему прощалось много,
Кривые толки, темные дела,
Но не простится правдой бога
Его последняя хула...
Не от меча погибнет он земного,
Мечом земным владевший столько лет,-
Его погубит роковое слово:
"Свобода совести есть бред!"
Так вот, неужели кто-то скажет, что Пий нумер девять не заслуживал такой порки? Что не стоило ему дать по башке за "свобода совести есть бред" (а он и в самом деле отмочил такое)? Стихи вроде бы вполне справедливые. Но!
Но тут вся засада - в слове "отступнический". Римское католичество, выходит, отступническое - а есть ещё хорошее, годное русское православие. И уж оно-то...
А что оно? Оно тогда (как, впрочем, и в любое другое время) выступало за свободу совести? Вот вам кегли. Оно и тогда было в Российской империи государственной религией, и после притязало на этот статус, а сейчас де-факто получило его.
Поэтому когда российский охранитель, поэт, публицист или кто там ещё критикует Запад за нехватку каких-то свобод, стоит приглядеться: как с ними обстоит дело в России?
Если хуже, чем на Западе - так это не критика, это пропагандонство.
Что нисколько не отменяет правоты Гарибальди (да, в сущности, и Виктора Эмманиула), лишившего Пия IX светской власти.
no subject
Date: 2015-11-19 12:00 am (UTC)no subject
Date: 2015-11-19 06:49 pm (UTC)Приговор вынесен государством. Чисто церковное решение было изложено на Трулльском соборе:
Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародные женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного.