О Ликурге и социализме
Feb. 1st, 2010 07:18 pmВот что пишет Плутарх:
Ликург не позволил уезжать из дому и путешествовать без определенной цели, перенимая чужие нравы и подражая образу жизни, лишенному порядка, и государственному устройству, не имеющему стройной системы. Мало того, он даже выселял иностранцев, если они приезжали в Спарту без всякой цели или жили в ней тайно, но не потому, как думает Фукидид, что боялся, как бы они не ввели у себя дома его государственного устройства или не научились чему-либо полезному, ведущему к нравственному совершенству, а просто потому, чтобы не сделались учителями порока.
На мой взгляд, Ликург был здесь вопиюще нелогичен. Если его законы в самом деле хороши и благотворны для Спарты - почему же он опасался, что спартанцы откажутся от них, как только появится возможность выбора? Скорее, следовало ожидать обратного: прочие эллины, увидев, что спартанские обычаи добры, а их собственные - дурны, сами постараются научиться жить по-спартански. Так что как раз Фукидид мыслил в верном направлении.
В этом у Ликурга нашлось множество последователей, и они продолжают находиться до сих пор. Скажем, создаст некто какой-то новый, вроде бы более совершенный порядок - и тут же начинает опасаться, как бы люди не склонились к старым порочным нравам и не разрушили замечательный новый уклад. Хотя, по логике, это как раз старому следует опасаться столкновения с новым - ведь оно ему проигрывает по всем параметрам.
Вот вы сейчас читаете эти строки, и ждёте, когда же я вырулю на социализм. Уже выруливаю. Предположим, что в России или в какой-то другой стране произошла революция. Власть капитала пала, и возникло государство диктатуры пролетариата, которое обычно называют социализмом - в отличие от бесклассового и безгосударственного коммунизма. Почему это произошло? Ведь не потому же, что кто-то этого захотел, а по объективной причине - производительные силы развились настолько, что старые, капиталистические производственные отношения им уже не соответствуют.
Следовательно, социалистический строй более жизнеспособен, поскольку он лучше отвечает новой, изменившейся реальности. Но почему-то многие защитники социализма уверены в обратном. Им кажется, что социализм хрупок и уязвим, и только дай людям волю - они тут же совратятся в капитализм. Эрго, нужен кто-то сильный и страшный, который железной рукой волок бы человечество за шкирку к светлому будущему.
Вот и товарищ Троцкий со мной согласен:
В докладе на сессии ЦИКа, в январе 1936 г., председатель Совнаркома Молотов заявил: "народное хозяйство страны стало социалистическим (аплодисменты). В этом смысле (?) задачу ликвидации классов мы решили (аплодисменты)". Однако, от прошлого остались еще "враждебные нам по своей природе элементы", осколки господствовавших ранее классов. Кроме того, среди колхозников, государственных служащих, а иногда и рабочих обнаруживаются "спекулянтики", "рвачи в отношении колхозного и государственного добра", "антисоветские сплетники" и т.п. Отсюда-то и вытекает необходимость дальнейшего укрепления диктатуры. Наперекор Энгельсу, рабочее государство должно не "засыпать", а наоборот, становиться все более и более бдительным.
Картина, нарисованная главой советского правительства, была бы в высшей степени успокоительной, если б не была убийственно противоречивой. В стране окончательно воцарился социализм: "в этом смысле" классы уничтожены (если они уничтожены "в этом смысле", значит и во всяком другом). Правда, социальная гармония кое-где нарушается обломками и осколками прошлого. Но нельзя же думать, будто лишенные власти и собственности, разрозненные мечтатели о восстановлении капитализма вместе со "спекулянтиками" (даже не спекулянтами) и "сплетниками" способны опрокинуть бесклассовое общество. Все обстоит, казалось бы, как нельзя лучше. Но к чему тогда все-таки железная диктатура бюрократии?
Реакционные мечтатели, надо думать, постепенно вымирают. Со "спекулянтиками" и "сплетниками" могли бы шутя справиться архи-демократические советы.
Так зачем уподобляться Ликургу? Социализм естественен, и потому ни в каких подпорках не нуждается.
Разве только если считать человеческую натуру изначально порочной... Но тогда незачем и огород городить.
no subject
Date: 2010-02-02 08:09 am (UTC)Во-первых, откуда берутся эти субъективные факторы, если не из объективных? Они являются лишь внешним выражением последних. Во-вторых, какая партия была авангардом французской буржуазии в конце 18 века?
"Кроме того, реальность меняется не единомоментно. Это процесс. И процесс долгий. Процесс изживания капитализма как экономически, так и психологические".
Разумеется, процесс этот долог. И в значительной мере он протекает ДО революции, предуготавливая её. Хотя, конечно, и после революции - тоже.
"А к капитализму свернуть могут потому, что социализм - штука гораздо более сложная, нежели старый добрый...".
В том-то и штука, что к моменту социалистической революции "старый" уже перестаёт быть "добрым". Революции происходят тогда, когда даже до самых тупых обывателей доходит: по-старому жить нельзя.
no subject
Date: 2010-02-02 10:45 am (UTC)Не верно. Субъективные факторы никаким образом из объективных не берутся. Объективные факторы создают предпосылки для субъективных, но ни коим образом не гарантируют их возникновение.
Вы путаете марксистское понимание диалектики субъективного и объективного с марксистскским же пониманием вопроса о базисе и надстройке. Вот там, действительно, надстройка являтся внешним выражением базиса. Базис без надстройки не проживет и дня. Объективные же условия, при которых уровень развития производительных отношений тормозит развитие производительных сил, могут существовать десятилетиями, при этом обязательность создания субъективных условий для свержения капитала никоим образом не гарантирована. И вот эти субъективные условия как раз дело партии.
"Во-вторых, какая партия была авангардом французской буржуазии в конце 18 века?"
Начнем с того, ВФР была революцией эксплуататоров. То есть в ее ходе одних эксплуататоров сменили другие. Поэтому применять к ВФР ленинское учение о партии некорректно.
Но можно выделить авангард французской буржуазии - это учредительное собрание и национальный Конвент. Да, там были разные партии. Ну так и буржуазия неоднородна.
"И в значительной мере он протекает ДО революции, предуготавливая её".
Каким образом капиталистическое бытие формирует из пролетария строителя социализма? Особенно в свете Вашей "беспартийной теории".
До революции может происходить только кристаллзация авангарда - наиболее сознательной части пролетариата, которая в меньшинстве. Это меньшинство должно революционаризировать большинство. Но революционаризировать - не значит поднять до уровня авангарда (это еще более долгий процесс).
"В том-то и штука, что к моменту социалистической революции "старый" уже перестаёт быть "добрым"".
Ясно, что "добрый" в кавычках. Просто в послереволюционном человеке еще очень сильны буржуазные пережитки. И это неизжитое буржуазное сознание может снова привести его в ряд сторонников капитализма. Особенно если такую массу допустить в Советы.
"Революции происходят тогда, когда даже до самых тупых обывателей доходит: по-старому жить нельзя".
А как жить по-новому они не знают... И это новое, преломляясь в их буржуазном сознании, может оказаться хуже старого.
Ведь большевиков изначально поддержали довольно широкие массы из самых разных слоев. Однако многие из таких "попутчиков", не поняв большевистскую политику, оказались в лагере буржуазии.
no subject
Date: 2010-02-02 01:14 pm (UTC)Партии - или нескольких партий, или широкого фронта... в общем, каких-то политических сил. Только ведь спрос-то на эти силы тоже создаётся объективными условиями. И они же делают возможным появление условий субъективных.
"Но можно выделить авангард французской буржуазии - это учредительное собрание и национальный Конвент. Да, там были разные партии. Ну так и буржуазия неоднородна".
Так и пролетариат неоднороден. Особенно в наше время, когда объективно в его состав входит "офисный планктон", придерживающийся - субъективно - в большинстве своём мелкобуржуазных взглядов.
"Просто в послереволюционном человеке еще очень сильны буржуазные пережитки".
Естественно. Но пережиток - он и есть пережиток, атавизм. Сохраняться долгое время он может лишь в том случае, если внешние условия способствуют этому. В противном случае все пережитки уничтожаются давлением новой реальности. Ведь общественное бытие определяет общественное сознание, n'est ce pas?
no subject
Date: 2010-02-02 01:44 pm (UTC)Ну у пролетариата не может быть несколько авангардов. Да, у авангарда могут быть тактические союзники, пригодные для переворота, но не для социалистического строительства. От того, что каждая сила будет после революции гнуть свою линию строительства социализма выиграет только буржуазия.
Да и правтика показывает, что дольше всего продержалась модель, руководимая одной партией. А вот модели со многими партиями (Испания, Чили и пр.) потерпели довольно скорое поражение от реакционных сил.
"Только ведь спрос-то на эти силы тоже создаётся объективными условиями. И они же делают возможным появление условий субъективных".
А вот с этим можно и согласиться. Именно условия, а не какие-либо гарантии.
"Так и пролетариат неоднороден".
Да, неоднороден, только по-другому. Буржуазия состоит из группировок, постоянно конкурирующих между собой. То есть сама форма буржуазного класса соответствует экономическому содержанию капитализма.
"Особенно в наше время, когда объективно в его состав входит "офисный планктон", придерживающийся - субъективно - в большинстве своём мелкобуржуазных взглядов".
Однако и офисный планктон является классом эксплуатируемым. И у него нет конкурентных отношений с промышленным пролетариатом. Социализм он, в принципе, обходится без конкуренции.
"Но пережиток - он и есть пережиток, атавизм. Сохраняться долгое время он может лишь в том случае, если внешние условия способствуют этому. В противном случае все пережитки уничтожаются давлением новой реальности".
Так и внешние условия меняются не сразу. А пережитки исчезают еще медленнее. Вот Вы выше процитировали Троцкого. Цитата относится к 1936 году. И какие там были условия? Почти 10 лет нэпа - это, фактически, капитализм. Коллективизация вообще закончилась лишь 4 года назад. И, по-вашему, этого времени было достаточно, чтобы изжить буржуазные пережитки?
В 1936 году было признано, что в общих чертах построен социализм. То есть окнончательно трансформирована экономика. А пережитки в сознании было еще изживать и изживать... И то, практика показала, что сбой в строительстве социализма, произошедший при хруще, вызвал к жизни эти неизжитые пережитки и их дальнейшее развитие.
То есть для изживания пережитков мало и 20 лет социалистического строительства.
no subject
Date: 2010-02-02 01:50 pm (UTC)"Однако и офисный планктон является классом эксплуатируемым".
Верно, но осознаёт ли он это? На заводах, конечно, бастуют редко, но в офисах-то практически никогда. Нужно немало времени, чтобы офисные работники осознали своё эксплуатируемое положение.
no subject
Date: 2010-02-02 10:01 pm (UTC)Ну такая ситуация было до революции, когда такое положение дел было вполне допустимо. После революции - никакой многопартийности.
"Верно, но осознаёт ли он это?"
Я думаю, что низкооплачиваемый планктон осознает это примерно так же как и промышленный рабочий с такой же зарплатой. Правда, пока это осознание половинчато.
"На заводах, конечно, бастуют редко, но в офисах-то практически никогда".
Ну это по причине разного характера и условий труда... Однако, планктон более образован и, в перспективе, его революционаризация вполне возможно. Опять же, при условии наличия партии, которая займется своим прямым делом - пропагандой марксизма.
no subject
Date: 2010-02-02 10:40 pm (UTC)no subject
Date: 2010-02-03 08:39 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-03 08:40 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-03 10:18 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-03 10:34 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-02 07:45 pm (UTC)==Да и правтика показывает, что дольше всего продержалась модель, руководимая одной партией. А вот модели со многими партиями (Испания, Чили и пр.) потерпели довольно скорое поражение от реакционных сил.==
И даже больше!
Этой одной партией должен руководить один человек.