Давайте определимся
Oct. 24th, 2010 06:24 pmВ продолжение вчерашней дискуссии о Лукашенке.
Я вполне допускаю, что белорусской экономикой он управляет хорошо, профессионально. Я не понимаю другого: почему в глазах коммуниста, социалиста и вообще левого это такое уж неоспоримое достоинство?
Во-первых, Белоруссия, если кто вдруг запамятовал, государство капиталистическое. Кто им хорошо управляет - тот хорошо обслуживает интересы национального капитала. Но ведь то же самое можно сказать и о российском руководстве. Только капитал здесь другой, и интересы у него немного другие.
Товарищи левые, давайте определимся: чего мы хотим? Умного и доброго диктатора, который бы навёл порядок в стране, заботился бы о нас, был бы для нас батькой родным, при котором жилось бы, как у Христа за пазухой, можно было бы, ни о чём не думая, работать и противостоять мировому империализму? Если да - то так и скажите, и не морочьте людям головы. Ну а если нет - то с чего вы считаете, что то, что не было бы благом для России, является благом для Белоруссии?
Если же мы хотим сегодня по мере возможности потеснить капитализм, а завтра и вообще его скинуть - то лично я весьма сомневаюсь, что такие вот "батьки" этому способствуют. Для этого нужны не "батьки", а широкое и независимое профсоюзное движение, нужны гражданские и политические свободы, нужна самоорганизация трудящихся масс.
Другое дело, что для многих куда привычнее и приятнее мечтать о новом Сталине.
no subject
Date: 2010-10-25 08:08 pm (UTC)Если в этих случаях и наличествовали элементы капиталистических отношений, то это были именно элементы, и именно зарождающиеся.
В основе общественных отношений тех обществвсе же лежал принцип личной зависимости, связанный с необходимостью контролировать эксплуатированные слои населения (крестьянство) посредством внеэкономического принуждения, так как в отличии от капитализма и советского индустрополитаризма, они не были встроенны в более крупные производственные структуры, живя в условиях преимущественно натурального хозяйства, поэтому их подчинение правящему классу и носили такой внешне "насильственный" характер (хотя в случаях как раннекапиталистических обществ, так и сталинского СССР методы внеэкономического принуждения тоже применялись весьма широко, но уже с другой целью: не поддержать традиционную классовую структуру, а разрушить и/или переформатировать ее).
Именно это (то есть преобладание натурального хозяйства, независимых друг от друга производителей, чей продукт не есть товаром, и их эксплуатации сугубо внеэкономическими методами) и является экономической основой, как Вы выразились, "досовременной деспотии". Как можно догадаться, в условии современной Беларуси ни первого, ни второго мы не найдем, поэтому мне странно, что Вы причисляете ее к "досовременному" типу обществ.
no subject
Date: 2010-10-25 09:27 pm (UTC)Я прямо сразу предложу следующее: "натуральное хозяйство" это не очень удачное описание Европы уже с 16го века, но и капиталистической её совсем не назовешь. Торговля уже идёт весьма бойко -- даже самые технологически отсталые государства типа Речи Посполитой активно экспортируют товары, в случае польских магнатов -- зерно. Ключевых моментов, как мне кажется, тут два: первый -- это "данность" активов, второй -- сегрегированность доступа к рынку. Первый означает, что люди неспособны, в 16ом веке за неимением технологий, создавать новые производства -- они привязаны к земле, к цехам, к устоявшимся производственным процессам, у них нет возможности создать что-то кардинально новое. Второй означает, что даже в тех производственных процессах, в которых люди участвуют для них, как вы выразились, "продукт не является товаром", они им не торгуют и не имеют возможности торговать всерьёз -- у них нет выхода на рынок, для продажи товара на полагаются на других акторов, польские крестьяне -- на своих магнатов, в частности. Вот мне кажется именно эти две характеристики и являются основой деспостического государства -- отсутствие развития и изолированность низших страт от свободной экономической деятельности, и они присутствуют и в Беларуси, и в России, и в Саудовской Аравии.
Человек работающий на каком-нить Норильском Никеле, как по мне, так существенно не отличается в своем экономическом положении от польского крестьянина 16го века. Немного другой правовой статус, крепостничества нет, но по факту отношения складываются схожим образом. Ключевая разница в том, что если отсутствие возможности к развитию у крестьянина было обосновано низким технологическим уровнем и собственной необразованностью, в Беларуси и России, вполне образованный и сопсобный к предпринимательству рабочий НорНикеля лишается возможностей к развитию из-за административного гнета -- из-за того, что владельцы средств насилия сознательно, в целях личного обогащения, пожирают частную инициативу.
Вот как-то так. Какие Ваши мысли?
no subject
Date: 2010-10-26 08:31 am (UTC)no subject
Date: 2010-10-26 04:28 pm (UTC)Но одной гипотетической возможности конечно недостаточно, важно, ещё и чтобы никто третий не мешал эту возможность реализовывать. Сразу отмечу, что здесь не идет речи о сферическом вмешательстве государства в экономику в вакууме, а о конкретных барьерах устанавливаемых перед человеческим действием. Иногда барьеры были совершенно буквальны и абсурдны, например то, что аристократам во Франции вплоть до 18 (!) века нельзя было заниматься коммерческой деятельностью не потеряв статус, иногда более привычные современному человеку: рэкетские сборы, установление монополий, итд. Так или иначе, суть капиталистического общества в том, что оно смогло избавиться от большинства этих барьеров и позволить людям массово заниматься предпринимательской деятельностью. И коренное отличие США от России или Беларуси до сих пор именно в том, что в США даже мне, гражданину России заниматься бизнесом будет просто, а в России -- весьма сложно. Более того, в США, чем мой бизнес будет успешнее, тем мне им проще будет заниматься, а в России наоборот, успешность бизнеса будет растить за собой и административное давление. В Беларуси тоже самое.
А монополизм монополизму рознь. Ключевое, систематическое отличие капиталистической системы в том, что люди способны и вольны придумывать НОВЫЕ бизнесы, на ровном месте. Действительно, тягаться с существующими монополиями/олигополиями тяжело, в том числе потому, что они уже производят товары более эффективно чем мелки производства. С НорНикелем тягаться вообще невозможно, других таких месторождений в мире просто нет. Отличие капитализма в том, что он помогает людям постоянно раздвигать рамки существующего производства. И мне кажется, что там, где такой возможности нет, нет и капитализма. Понятно, что и идеального капитализма не существует, поэтому речь идет не столько о дихотомии есть/нет капитализма, сколько об отдаленности общества от идеала. И Беларусь очень от него далека, куда ближе к Европе Людовика 14 чем к США 18 века.
И ещё раз про "вмешательство государства". Уровень этого вмешательства на самом деле вторичен, он важен лишь поскольку он аппроксимирует уровень барьеров, установленных перед потенциальным предпринимателем. Зачастую такое вмешательство, как в Беларуси, направлено именно на установку барьеров. Но иногда наоборот, на их понижение. Гос.вмешательство в экономику в США куда больше чем в каком-нить Чаде, это не делает Чад более капиталистической страной.
no subject
Date: 2010-10-27 09:29 am (UTC)Давайте разберемся, в чем же основной императив деятельности любого капиталистического предприятия. Мне думается, что в первую очередь, из-за того, что капиталистические фирмы действуют в условиях достаточно активной конкуренции между собой,этим императивом является постоянное накопление капитала (как сейчас его именуют, "экономический рост"). Однако в силу естественной ограниченности не только национальных, но и мирового рынка количество фирм, которые способны на нем эффективно конкурировать друг с другом, также является неминуемо ограниченным. И если в "позолоченный век" США довольно много представителей пролетариата могли стать капиталистами в силу относительной широты внутреннего рынка, то сейчас мелкие частные предприниматели ограниченны в своей деятельности преимущественно сферой услуг - в промышленности или даже в сельском хозяйстве (что показало резкое снижение количества и удельного веса "семейных ферм" и возвышение агропромышленных корпораций) они уже не могут конкурировать с олигополиями хотя бы на том уровне, на котором это было еще возможно в начале ХХ века. Собственно, во многом большая удельная доля мелких предприятий в экономике США поддерживается во многом искусственно (снижение налогов, субсидии фермерам и т.д.); без этого "нарушения законов рынка" абсолютное их большинство довольно быстро прогорело бы. Следовательно, "ограничение доступа к коммерческой деятельности" с современных капиталистических странах (включая даже Саудовскую Аравию, поскольку ее правящий класс, если разобраться, в своей экономической деятельности мало чем отличается от своих западных "коллег") никак не связано с пережитками докапиталистических сословных порядков, а представляет собой явление несколько иного порядка: "переразвитости", а не недоразвитости капиталистических отношений.