puffinus: (Default)
[personal profile] puffinus

Я заметил одну любопытную фишку. В последнее время часто бывает так, что выход какого-нибудь нашумевшего фильма провоцирует в этих ваших интернетах холивар о предательстве. Год назад, например, это был "Тарас Бульба", недавно - "Аватар".

И каждый раз на первый план выползает тухленькая и подленькая идеология, которую я обозвал своизмом. Состоит она в том, что ты всегда и везде должен быть на стороне "своих", иначе станешь предателем. Причём эти самые "свои" определяются исключительно по крови, по форме носа и разрезу глаз, в меньшей степени - по языку. И ты должен быть с ними безотносительно к тому, что они собой представляют и что вытворяют.

Ну да, my country, right or wrong. Только ведь твоя country может быть настолько wrong, что дальше просто некуда. Я бы вам наприводил много ярких примеров - жаль, закон Годвина не позволяет. И в этом случае быть со своими до конца - значит стать мерзавцем и ублюдком. А ради чего?

Взять хотя бы того же Андрия. В чём он, собственно, неправ? Да, он пошёл против своих. Только ведь эти самые свои занимались единственно тем, что убивали, грабили и жгли. Поляки, конечно, тоже не ангелы с крылышками, но в фильме Бортко (да и в повести Гоголя тоже) именно казаки предстают наиболее законченными отморозками. Причём свою отмороженность они намеревались проявить, в частности, и против девушки, которую Андрий любил. Поэтому, на мой взгляд, именно он поступил наиболее по-человечески, и я не стану его осуждать.

Своизм - это даже не буржуазный патриотизм, он гораздо хуже. Это откат к первобытности, где людьми считаются только члены своего племени. На остальных никакие нормы не распространяются, и с ними можно делать всё, что угодно.

А человек свободный, нравственный и просвещённый сообразуется исключительно со своей совестью. И выступает он на стороне тех, кого считает правыми. Только они и могут быть для него своими. Конечно, он рискует ошибиться - ну так жизнь это вообще один громадный риск ошибиться.

Суть же предательства проста: Гай доверяет Титу, а Тит использует это доверие во вред Гаю. Значение имеет только факт злоупотребления доверием, и только он по-настоящему гнусен. Дихотомия "свои-чужие" тут совершенно ни при чём.

И Власов, на мой взгляд, виновен вовсе не в том, что предал "своих". Он виновен исключительно в том, что встал на сторону Гитлера - абсолютного чемпиона мира по уёбищности, и более ни в чём. Кальтенбруннер и Розенберг свой народ не предавали, но в петле качались не менее красиво, чем Власов.

Date: 2010-03-02 01:46 pm (UTC)

Date: 2010-03-02 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com
солидарен.

З.Ы.: по форме текст под сильным влиянием ab_pokoj написан..

Date: 2010-03-02 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Разве? Я его читал, вроде бы, только один раз, и то давно).

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2010-03-02 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 01:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] n-petrovich.livejournal.com
В целом, согласен.

Date: 2010-03-02 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] serg-markov.livejournal.com
Вы видите в Аватаре Современность, другие , напротив, архаику..
И кто прав ? :-)

Date: 2010-03-02 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
В реальности-то современность и архаика идут рука об руку).

(no subject)

From: [identity profile] serg-markov.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:20 pm (UTC) - Expand

Андрий

Date: 2010-03-02 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] revnov.livejournal.com
ув. puffinus, позвольте не согласиться насчет Андрия..я еще не читал книгу, но смотрел фильм - понравилось не очень, противен этот тупой патриотизм. но все же, Андрий был предателем, так как, по вашим же словам, Казаки, его отец и брат доверяли ему, а он использовал это доверие во вред им. Он продался из за денег и из за любви, а не из за идеологических причин (вообще, более мерзкие кажутся в фильме именно поляки, все эти пытки и казни..в истории же может было и наоборот).
Власов тоже продался не из за идеологических причин, а с единственной целью спасти собственную шкуру. То что он встал на сторону Гитлера лишь усугубляет.

Re: Андрий

Date: 2010-03-02 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Но как Андрий использовал это доверие во вред казакам? Он что - прежде, чем сбежать, перерезал глотки нескольким спавшим товарищам? Или остался в казачьем лагере и шпионил для поляков? Он открыто, по-честному перешёл на другую сторону. И, ЕМНИП, деньги тут роли не играли - он и так был парнишка небедный.

Re: Андрий

From: [identity profile] revnov.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:19 pm (UTC) - Expand

Re: Андрий

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:19 pm (UTC) - Expand

Re: Андрий

From: [identity profile] uuuaa.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] funny-elk.livejournal.com
если наше государство будет воевать с США, то на чьей стороне будете воевать? Предполагается всеобщая мобилизация, возможность откосить не рассматривается.

Date: 2010-03-02 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Если без малейшей возможности откосить - пойду в российскую армию и в первом же бою сдамся в плен. Как, думаю, и большинство наших солдат.

(no subject)

From: [identity profile] sontar.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] warlen.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-petrovich.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-petrovich.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] retiredwizard.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sontar.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avla.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sontar.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sontar.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iwia.livejournal.com - Date: 2010-03-05 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jagil.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] warlen.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uuuaa.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uuuaa.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] avla.livejournal.com
То есть возможность выбирать есть, а возможности откосить нет? Очень нелепо.

(no subject)

From: [identity profile] sontar.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] retiredwizard.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] morang.livejournal.com - Date: 2010-03-03 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] funny-elk.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avla.livejournal.com - Date: 2010-03-02 02:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com
Если РФ будет воевать с США, выбирать будет некому. или точнее нечему. Трупы не воюют.

Date: 2010-03-02 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] marron-shed.livejournal.com
И в голову не придёт сдаваться саксам. Чревато знаете ли.
Германские нацики жалкие подрожатели. И если Гитлер абсолютный чемпион мира по уёбищности в личном зачёте, то саксы в командном.
From: [identity profile] 444ellendg.livejournal.com
Думаю,в книге Гоголя казаки выглядят малосимпатично не в последнюю очередь потому,что автором под влиянием цензуры выхолощено из антипольской борьбы 17века её антифеодальное содержание.
и действительно! Казаки произносят патетические монологи о русской земле и православной вере,но не один не воскликнет естественное в тех условиях:'Геть панщину'-читай крепостничество!Мне интересно как эта повесть попала в советские школьные хрестоматии?!
Ведь куда не кинь Тарас Бульба-классовый враг:украинский помещик,богатый казак да ещё и религиозный фанатик! видимо дело в напряжённейших отношениях с Польшей в 20-30е годы,тогда Советская власть подняла на щит героическую историю Украины чтобы иметь идейное оружие против поляков и не отдавать эту историю украинским буржуазным националистам.хотя подобная политика встречала противодействие части еврейской интиллегенции для которой казаки и гайдамаки были прямыми предшественниками петлюровских и махновских погромщиков!
Но вот интересно! Что мешало после войны тихо убрать 'Тараса бульбу'в загашник? Вроде с Польшей-дружба на вечные времена! или на верху не строили иллюзий относительно 'братства'с польскими союзничками?!
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Кстати, да. Как ни крути, а Тарас - самый панский пан.
(deleted comment)

Date: 2010-03-02 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marron-shed.livejournal.com
"Исходя из той системы ценностей, которую лично я исповедую, вынужден считать, что Сталин был гораздо страшнее и для собственного народа, и для Европы, поэтому сам по себе переход на сторону Гитлера в той войне (открытый, не вероломный!) предательством не считаю."
Когдаж вы сдохните со своей системой ценностей...
Сталин вам не нравится? Понимаю и принимаю. Но хуже Гитлера?.. Убейтесь об стену.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] 444ellendg.livejournal.com - Date: 2010-03-02 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marron-shed.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:02 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] wood-worker.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] wood-worker.livejournal.com

И Власов, на мой взгляд, виновен вовсе не в том, что предал "своих". Он виновен исключительно в том, что встал на сторону Гитлера --

согласен.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] wood-worker.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:19 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] wood-worker.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wood-worker.livejournal.com - Date: 2010-03-02 05:23 pm (UTC) - Expand

Читайте Нестеренко

Date: 2010-03-02 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hozar.livejournal.com
...быдло делит мир на Наших и Ненаших. Наши всегда правы, потому что они Наши. Ненаших надо ненавидеть и презирать за то, что они Ненаши. Соответственно, никакая дискуссия с Ненашими (и их защитниками, которые тоже автоматически становятся Ненашими) невозможна в принципе, для быдла кощунственна сама мысль рассматривать их аргументы всерьез...

Трактат про быдло http://yun.complife.ru/1st.htm

Re: Читайте Нестеренко

Date: 2010-03-02 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] uuuaa.livejournal.com
Классовое обществоизначально разделено на наших и ненаших. Тот кто выступает за сохранения этого разделения тот и есть предатель, он предает человечество.

Date: 2010-03-02 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] altair86.livejournal.com
Ну, если уж рассуждать, то чего такого особенно гнусного в злоупотреблении доверием? То есть, с позиции того, чьим доверием злоупотребили, оно, конечно, гнусно, но с позиций стороннего наблюдателя-??? Если тот, кого ты считаешь врагом, считает тебя другом-- это его проблемы, а в использовании этого для своих целей ничего ужасного и противоестественного я не вижу.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] altair86.livejournal.com - Date: 2010-03-02 06:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-02 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] n-petrovich.livejournal.com
Высказался http://n-petrovich.livejournal.com/8740.html

Date: 2010-03-03 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] uuuaa.livejournal.com
Не сразу заметил: "Взять хотя бы того же Андрия. В чём он, собственно, неправ? Да, он пошёл против своих. Только ведь эти самые свои занимались единственно тем, что убивали, грабили и жгли. Поляки, конечно, тоже не ангелы с крылышками, но в фильме Бортко (да и в повести Гоголя тоже) именно казаки предстают наиболее законченными отморозками. Причём свою отмороженность они намеревались проявить, в частности, и против девушки, которую Андрий любил. Поэтому, на мой взгляд, именно он поступил наиболее по-человечески, и я не стану его осуждать".
Андрий по книги и фильму любил не только полячку, он любил и своих родителей, брата, товарищей. Так что тут любовь против любви и дружбы. Во-вторых, он то перешел к полякам, не из-за тех ужасов которые творили казаки, никаких таких высокихматерий он не высказывал. Перешел исключительно по эгоистическим личным мотивам, и никаким больше. В этой ситуации любой его поступок - предательство той или иной стороны. Не бываает никакой внеклассовой морали. Есть рыцарская мораль, тогда ради чести и дамы можно все; мораль казацкой вольницы когда нельзя предавать товарищей по оружию; религиозная, национальная мораль и др.

Profile

puffinus: (Default)
puffinus

May 2018

S M T W T F S
   12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 9th, 2026 07:29 pm
Powered by Dreamwidth Studios